12.09.2017

Уважаемые студенты!

Фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО» (http://education.southofrussia.ru)  вместе с банком «Центр-инвест» уже 14 лет награждает лучших студентов ВУЗов Юга России – победителей конкурсного отбора. За эти годы в конкурсе приняли участие более 15 тысяч студентов, победу одержали 3 300 человек.

В 2016 году более 2000 студентов из 13 ВУЗов – партнёров банка приняли участие в конкурсе. Более половины из них (52%) успешно сдали тестовый экзамен по основам предпринимательских знаний по курсу «Предпринимательский всеобуч» (http://school.centrinvest.ru), более трети (34%) представили свою Стратегию развития в рамках предложенного шаблона (https://strategy2030.ru ). Анализ представленных 715 стратегий показал, что студенты ВУЗов Юга России готовы к решению своих стратегических задач и потребовал совершенствования процедур конкурсного отбора.

Разработка индивидуальной стратегии основана на формуле успеха бизнеса: «Знать свой бизнес, свои рынки, свои преимущества на этих рынках и иметь стратегию развития».

Соответственно, процедура разработки стратегии состоит из следующих этапов:

I. «Знаю, умею, могу, хочу».

Знаю (имею знания)                                                            
Умею (имею навыки)  
Могу (имею возможность)  
Хочу (имею желание)  

 

II. SWOT – анализ своего бизнеса в разрезе основных бизнес-функций: Производство, Маркетинг, Финансы, Персонал

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Производство   
       
Маркетинг   
       
Финансы   
       
Персонал
       

 

III. Формулировка стратегии и взаимосвязи процессов управления производством, маркетингом, финансами и персоналом.

Сферы управления   Производство  Маркетинг Финансы Персонал 
 Производство        
 Маркетинг        
 Финансы        
 Персонал        

 

Заполнение таблиц дисциплинирует процесс генерации стратегии, позволяет учесть разные аспекты и взаимосвязи, научиться компенсировать слабые стороны и угрозы одних подсистем управления позитивными возможностями других. Многократное заполнение таблиц формирует алгоритмы адекватного поведения в сложных ситуациях, продвижения своих знаний и идей, генерации новых, сбалансированных подходов в организации бизнес-процессов на базе имеющихся преимуществ, знаний и навыков.

Накопленный опыт позволил усовершенствовать процедуры и дать рекомендации по заполнению таблиц.

Детализация стратегий. Заполненные шаблоны стратегий отличались степенью своей детализации описания. В результате замены детальных описаний на ключевые слова размер файла сократился в 6 раз. Необходимо излагать свои мысли коротко и просто (KISS – «Keep it short and simple»), поэтому было решено ограничить размер текста каждого окна при заполнении таблицы описания стратегии.

Сильные и слабые стороны. Все участники сохранили последовательность функций: «Производство», «Маркетинг», «Финансы», «Персонал», хотя у каждой стратегии могут быть свои сильные стороны, с которых и надо начинать заполнение итоговой таблицы. Для этого следует использовать результаты предыдущих этапов. Примерно четверть участников попытались совместить таблицы SWOT-анализа и Стратегии и около 5% заполнили не все ячейки стратегической таблицы, а еще 5% продублировали содержание симметрично расположенных клеток, то есть не учли необходимость компенсации слабых сторон и угроз своей стратегии.

Результаты анализа стратегий 2016

Виды деятельности (здесь и далее указаны частота упоминания в стратегиях соответствующего фактора). Свои стратегии будущие специалисты связывают с продолжением учебы (39%), оказанием услуг (36%), производством (30%), наукой (12%), еще 23% представляют свое будущее в общих чертах. Уже накопленный опыт и знания позволяют уверенно предлагать свои услуги в обучении (19%), организации общественных мероприятий (16%), проектировании и дизайне (13%), экологическом туризме (6%), ресторанном бизнесе (4%), фитнесе (3%), праве (4%), медицине, психологии.

В производственной сфере студенты намерены добиваться успехов в производстве продуктов питания (12%), материалов (9%), программного обеспечения (7%).

Организация бизнеса и бизнес-процессы. В представленных стратегиях примерно в равных пропорциях распределены сторонники самостоятельного бизнеса (20%), бизнеса вместе с партнёрами (18%), инвесторами (21%) и с участием государства (15%). Но во всех случаях бизнес-процессы должны базироваться на инновационных решениях и новых технологиях (60%), научных результатах  (11%), опыте (17%) и знаниях (15%), использовании современных информационных технологий (5%) и авторских решениях (2%).

Факторы развития. Как и сегодня, наличие помещения и оборудования играет важную (20%) роль в реализации стратегии, но главным становится маркетинг (31%), реклама (28%) в социальных сетях (27%) и посредством интернет (26%). Социальная ответственность в предложенных стратегиях связана с учетом интересов клиентов (21%) производством качественных товаров, работ, услуг  (20%) и заботой о репутации своей деятельности (18%). Стратегический подход сохраняет свое значение (5%) для развития бизнеса, также как и «сарафанное радио».

Рыночная ситуация. Студенты Юга России готовы успешно реализовывать свои стратегии в конкурентной борьбе (26%), добиваться не только роста (17%), но и развития (3%). Секрет успеха в борьбе с конкурентами – тщательный анализ спроса (27%) и грамотная ценовая политика (4%), а также гибкий ассортимент. Именно такие приемы используют бизнес и жители Юга России и позволяют достичь позитивных изменений в условиях постоянных кризисов. 

Кадровая политика. Для реализации стратегии важно, но недостаточно только  стимулировать и хорошо оплачивать труд работников (37%). Необходимы поиск и отбор квалифицированного персонала (29%), создание атмосферы командного духа (12%), обучение, тренинги, программы карьерного роста (7%) и комфортные условия труда (6%). Растет понимание того, что часть этих проблем можно решить,  используя аутсорсинг и фриланс (5%).

Благодарность ВУЗу. В инициативном порядке во многих (23%) стратегиях студенты указывали необходимость опоры на  существующие возможности

ВУЗов, факультетов, кафедр, своих преподавателей и научных руководителей. Многие (14%) уже сегодня рассматривают своих коллег по учебе как потенциальных партнеров реализации своих стратегий.

Любовь к малой Родине + глобальная конкурентоспособность. В представленных стратегиях студенты нередко специально подчеркивали, что их реализация начнется в своем регионе: городе, край, области(10%), но в дальнейшем стратегия потребует выхода на глобальные рынки (7%) за счет стажировок, покупки импортного оборудования и сырья, привлечения иностранных инвесторов.

Банк «Центр-инвест» (http://www.centrinvest.ru) - яркий пример того, как фундаментальные знания позволяют добиться региональному банку признания на глобальных рынках.

В разных уголках планеты миллионы молодых людей сегодня получают знания, чтобы стать вашими коллегами, партнерами, клиентами, конкурентами. Ваше конкурентное преимущество перед ними: вы можете внедрить свои знания на предприятиях диверсифицированной экономики Юга России, где в каждом секторе найдется место для апробации ваших знаний и креативного мышления.

На Юге всегда были сильны традиции предпринимательства и Вам предстоит продолжать и приумножать эти традиции.

Стремитесь, чтобы каждый Ваш проект, курсовая, дипломная работа, доклад на конференции становился основой бизнес-плана по выпуску продукции и услуг, конкурентоспособных на глобальных рынках.

Желаю Вам успехов в разработке своей стратегии  и победы в конкурсе студентов, магистрантов и аспирантов ВУЗов Юга России.

 

Председатель Совета директоров банка «Центр-инвест», профессор, д.э.н. В.В.Высоков